Состояние незавершенного строительства в стране

Состояние незавершенного строительства в стране

Состояние незавершенного строительства в стране

В статье рассмотрены причины возникновения основной проблемы строительной отрасли — незавершенности значительной части ее объектов, и предложены пути его преодоления.

Реализации потенциала спроса на строительном рынке препятствуют низкая покупательная способность населения и ограниченные финансовые возможности субъектов реального сектора экономики, несбалансированность спроса по видам строительной деятельности, недостаточность действенных программ стимулирования строительства, критически высокая доля незавершенных таких объектов.

Весомым аспектом проблемы, анализируется, является значительная доля строительных объектов, строительство которых незавершенное. Очевидно, что это обусловлено объективными (длительными периодами прохождения разрешительных процедур, непосредственно строительства и сдачи объектов в эксплуатацию) и субъективными (недостаточность финансирования, снижения платежеспособности, потеря поставщика строительных материалов или субподрядчика строительных работ, форс мажорные обстоятельства и др.) причинами. Впрочем, финансовые возможности отечественных строительных предприятий, особенно после финансово-экономического кризиса, не столь мощные, чтобы самостоятельно создавать крупные строительные объекты и только после этого осуществлять их продажу. С целью диверсификации рисков практически во всех случаях используют схемы государственно-частного партнерства, совместного финансирования строительства объектов их заказчиками, банковскими структурами или инвестиционными фондами, строительными компаниями, субъектами инфраструктуры строительства. Таким образом, высоким уровнем объективности характеризуется вывод о том, что увеличение доли незавершенных строительных объектов существенной степени является следствием уменьшения спроса на них, причем речь идет о снижении спроса со стороны не только физических лиц, но и коммерческих структур (сводящие офисные и торгово-развлекательные центры), государственных фондов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Влияние расширения реконструкции жилья на состояние местных бюджетов

Итак, свидетельством сужения спроса на строительные работы и услуги в регионах является существенное увеличение количества незавершенных зданий и инженерных сооружений.

Подтверждением тезиса о зависимости спроса на строительные работы (услуги) и финансового обеспечения строительных предприятий в регионах являются малые доли таких причин незавершенности строительных объектов и инженерных сооружений.

К положительному отнесем достаточно значительную долю строительных объектов, по которым застройщики намерены продолжить (возобновить строительство) или перепрофилировать строительство. Так в среднем по регионам это 62,9% от общего количества строительных и инженерных сооружений, строительство которых временно приостановлено или законсервировано. Впрочем, в 15,8% случаев планируется окончательно прекратить строительство и списать расходы, в 10,8% случаев — продать объект строительства, в а 10,5% застройщики другие намерения. По нашему мнению, учитывая весьма существенную долю объектов, строительство по которым прекращено или законсервировано, ситуация выглядит крайне неутешительной, ведь по состоянию на начало года застройщики в регионах сознательно не планируют завершать объекты строительства.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Основные источники антропогенного загрязнения окружающей среды при строительстве. Характер загрязнения

Если проблемы финансирования первых в основном связаны с их принадлежностью к бюджетной сфере, и, следовательно, — недостаточностью государственного финансового обеспечения их строительства, то вторых — с нехваткой средств частных инвесторов.

Следовательно, при обосновании участников более дееспособных интеграционных форм хозяйствования в строительстве следует учесть эти особенности и усилить их жизнеспособность механизмами и средствами государственно частного партнерства.

Системные недостатки программирования и планирования развития строительной сферы, в частности — отсутствие региональных и местных стратегий и программ развития строительства, мизерные объемы финансирования и «нереалистичность» положений большинства программ поддержки жилищного строительства, приводят к отсутствию единой, комплексной, взвешенной и последовательной региональной политики поддержки развития отрасли и ее предприятий со стороны региональных и местных органов власти. Усиленные институциональными проблемами ограниченности возможностей субъектов негосударственного сектора в регулировании развития и решении проблем отрасли, недостаточности финансово-кредитной поддержки и механизмов страхования рисков, непрозрачности конкурентной среды, существование значительного теневого сектора рынка, недостаточности земельных участков, они приводят к консервированию практик жесткого государственного регулирования (направленного скорее на сдерживания, чем на развитие) строительства, монополизации отрасли, усиления ее непрозрачности, затруднение доступа предприятий строительства в финансово-кредитного и страхового обеспечения.

Похожее ...